Идеология расизма — противоречивая система убеждений в том, что:
- расовые (этнические) признаки являются научным классификатором групп,
- которые качественно разнородны,
- в силу чего можно объективно выделить высшие и низшие группы;
- а человек, будучи биологически связан с группой через своих родителей,
- вместе с расовым происхождением наследует набор признаков группы,
- впоследствии определяющих его личные качества, даже когда он действует самостоятельно,
- и эти его личные качества всегда будут отличать его от представителей других групп.
Понятия расы и этноса. Внешний вид
Понятия «раса», «этнос» (народ, нация) возникли в квазинаучных теориях и используются в типологии человеческих сообществ. «…Любые доктрины расового превосходства, а также теории, являющие собой попытку установить факт существования так называемых различных человеческих рас» решительно отвергнуты Декларацией Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (г.Дурбан, 2001).
Тем не менее, понятия раса и этнос все еще широко используются в качестве инструментов чисто биологического (раса) либо смешанного с культурой (этнос) разделения человеческого сообщества на подвиды. Следует отметить, что о какой бы типологии ни шла речь (расовой, этнической, культурной) — большую часть представителей человечества невозможно отнести к тому или иному чистому типу. Поэтому можно утверждать, что любые подобные типологии не отвечают своему прямому классификационному назначению.
Но если так, то почему они создаются без конца в новых версиях, а давно отброшенные варианты живы и по сей день? В частности, спрос на расовые типологии возникает из спроса на обоснование существования современных национальных государств. Все еще популярны подходы, согласно которым национальные границы вовсе не представляют собой условность, а, наоборот, отражают фундаментальные исторические закономерности — цивилизационного развития, традиций культуры и т.п. Кроме этого, расовые типологии могут быть востребованы при попытках пересмотра существующей политической системы мира. Так, расовая или этническая идентичность создается и поддерживается именно политиками, несмотря на то, что никто не способен сколько-нибудь последовательно распределить по типам большую часть населения земного шара.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод гарантирует право на свободу мысли, совести и религии. Каждый индивидуально имеет право сохранять, избирать, менять расовую, этническую, религиозную и т.д. идентичность и свои убеждения.
Персональная информация о вашей расовой, этнической идентичности является конфиденциальной и не подлежит учету, хранению, публикации без вашего согласия.
Тем не менее, ваше право может быть нарушено. Это происходит, к примеру, тогда, когда на основании вашего внешнего вида, поведения, речи составляют себе субъективное представление о вашем расовом, этническом происхождении/принадлежности, а на основании этого предположения ваши права ограничивают. Подобные нарушения прав человека называются расовой дискриминацией.
Определение расовой дискриминации в Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (статья 1, ч. 1):
В настоящей Конвенции выражение «расовая дискриминация» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни.
Прямая расовая дискриминация — любое различие, основанное на таких признаках, как раса, цвет, язык, религия, или страна происхождения или этническое происхождение, которое не имеет объективного и разумного оправдания. Неодинаковое отношение не имеет объективного или рационального оправдания, если оно не преследует законной цели или если нет разумного отношения пропорциональности между использованными средствами и преследуемой целью. (см.: Общая программная рекомендация ЕКРН №7)
Непрямая расовая дискриминация имеет место тогда, когда внешне нейтральное требование, критерий, практика и под. не могут быть исполнены лицами, которых объединяют по признакам, таким как «раса», цвет, язык, религия, гражданство или страна происхождения, этническое происхождение, либо они создают для этих лиц неудобные обстоятельства, за исключением ситуации, когда такой критерий, требование, практика и под. имеют объективное и разумное оправдание. Последнее имеет место тогда, когда преследуется законная цель, при условии что соблюдается разумное отношение пропорциональности между используемыми средствами и преследуемой целью. (см.: Общая программная рекомендация ЕКРН №7)
Формы расовой дискриминации
Как государство-участник Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации Украина обязуется запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности в отношении осуществления следующих прав:
а) права на равенство перед судом и всеми другими органами, отправляющими правосудие;
b) права на личную безопасность и защиту со стороны государства от насилия или телесных повреждений, причиняемых как правительственными должностными лицами, так и какими бы то ни было отдельными лицами, группами или учреждениями;
с) политических прав, в частности права участвовать в выборах — голосовать и выставлять свою кандидатуру — на основе всеобщего и равного избирательного права, права принимать участие в управлении страной, равно как и в руководстве государственными делами на любом уровне, а также права равного доступа к государственной службе;
d) других гражданских прав, в частности:
i) права на свободу передвижения и проживания в пределах государства;
ii) права покидать любую страну включая свою собственную, и возвращаться в свою страну;
iii) права на гражданство;
iv) права на вступление в брак и на выбор супруга;
v) права на владение имуществом, как единолично, так и совместно с другими;
vi) права наследования;
vii) права на свободу мысли, совести и религии;
viii) права на свободу убеждений и на свободное выражение их;
ix) права на свободу мирных собраний и ассоциаций;
e) прав в экономической, социальной и культурной областях, в частности:
i) права на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, защиту от безработицы, равную плату за равный труд, справедливое и удовлетворительное вознаграждение;
ii) права создавать профессиональные союзы и вступать в них;
iii) права на жилище;
iv) права на здравоохранения, медицинскую помощь, социальное обеспечение и социальное обслуживание;
v) права на образование и профессиональную подготовку;
vi) права на равное участие в культурной жизни;
f) права на доступ к любому месту или любому виду обслуживания, предназначенному для общественного пользования, как, например, транспорт, гостиницы, рестораны, кафе, театры и парки.
Как государство-участник Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации Украина особо осуждает расовую сегрегацию и апартеид и обязуется предупреждать, запрещать и искоренять всякую практику такого характера на территориях, находящихся под ее юрисдикцией.
Расовая сегрегация — практика ограничения людей отдельными территориями проживания либо закрепления к отдельным институциям (напр., школы, церкви) и любым местам и видам обслуживания, предназначенных для общественного использования (транспорт, гостиницы, театры, парки, игровые площадки, рестораны, комнаты отдыха) на основании признаков «расовой», «этнической» принадлежности.
Различие между гражданами и негражданами относительно их прав
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (статья 1, ч. 2): «Настоящая Конвенция не применяется к различиям, исключениям, ограничениям или предпочтениям, которые государства-участники настоящей Конвенции проводят или делают между гражданами и негражданами.»